АВТОИМПЕРИЯ | Дата: Вторник, 24.11.2009, 14:53 | Сообщение # 1 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 55
Статус: Offline
| Одной из категорий споров, вытекающих из договора перевозки грузов автомобильным транспортом, являются споры о взыскании убытков, связанных с утратой груза. 1. НАДЛЕЖАЩИМ ИСТЦОМ ПО ИСКУ О ВЗЫСКАНИИ СТОИМОСТИ УТРАЧЕННОГО ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ГРУЗА ЯВЛЯЕТСЯ ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ. 2. ВОЗРАЖАЯ ПРОТИВ ТРЕБОВАНИЙ О ВОЗМЕЩЕНИИ СТОИМОСТИ УТРАЧЕННОГО ГРУЗА, ЭКСПЕДИТОР (ПЕРЕВОЗЧИК) ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВИТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О НАЛИЧИИ ОСНОВАНИЙ, С КОТОРЫМИ ЗАКОН ИЛИ ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ СВЯЗЫВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКА ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УТРАТУ ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА. 3. УТРАТА ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА В РЕЗУЛЬТАТЕ ГРАБЕЖА И ВОЗБУЖДЕНИЕ ПО ДАННОМУ ФАКТУ УГОЛОВНОГО ДЕЛА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДОСТАТОЧНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЕРЕВОЗЧИКА ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОХРАННОСТЬ ГРУЗА. 4. В СЛУЧАЕ КОГДА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА ОРГАНИЗУЕТ ЭКСПЕДИТОР ПО ДОГОВОРУ, ЗАКЛЮЧЕННОМУ С ГРУЗООТПРАВИТЕЛЕМ, ТРЕБОВАНИЕ О ВОЗМЕЩЕНИИ СТОИМОСТИ УТРАЧЕННОГО ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНО К ЭКСПЕДИТОРУ НА ОСНОВАНИИ СТАТЬИ 803 ГК РФ. СОГЛАСНО НАЗВАННОЙ НОРМЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА ПЕРЕД КЛИЕНТОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ТЕМ ЖЕ ПРАВИЛАМ, ПО КОТОРЫМ ПЕРЕД ЭКСПЕДИТОРОМ ОТВЕЧАЕТ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ПЕРЕВОЗЧИК. 5. ПОСКОЛЬКУ ПЕРЕВОЗЧИК В СИЛУ СТАТЬИ 796 ГК РФ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОХРАННОСТЬ ГРУЗА С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ ГРУЗА К ПЕРЕВОЗКЕ И ДО ВЫДАЧИ ГРУЗА ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЮ ИЛИ УПРАВОМОЧЕННОМУ ИМ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРУЗА ЛИЦУ, ИСТЕЦ, ТРЕБУЮЩИЙ ВОЗМЕЩЕНИЯ УБЫТКОВ В СВЯЗИ С УТРАТОЙ ГРУЗА, ДОЛЖЕН ДОКАЗАТЬ ФАКТ ПЕРЕДАЧИ ГРУЗА К ПЕРЕВОЗКЕ. 6. В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАТЬИ 785 ГК РФ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА ПЕРЕВОЗЧИК ОБЯЗУЕТСЯ ДОСТАВИТЬ ВВЕРЕННЫЙ ЕМУ ОТПРАВИТЕЛЕМ ГРУЗ В ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫДАТЬ ЕГО УПРАВОМОЧЕННОМУ ЛИЦУ (ПОЛУЧАТЕЛЮ). ВЫДАВАЯ ГРУЗ, ПЕРЕВОЗЧИК ДОЛЖЕН УДОСТОВЕРИТЬСЯ, ЧТО ГРУЗ ВРУЧАЕТСЯ УПОЛНОМОЧЕННОМУ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРУЗА ЛИЦУ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ В СИЛУ СТАТЬИ 312 ГК РФ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПЕРЕВОЗКЕ НЕ БУДУТ ВЫПОЛНЕНЫ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ. 7. НАДЛЕЖАЩИМ ОТВЕТЧИКОМ ПО ИСКУ О ВЗЫСКАНИИ УБЫТКОВ, СВЯЗАННЫХ С УТРАТОЙ ПЕРЕВОЗИМОГО ГРУЗА, ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕВОЗЧИК. 8. В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 797 ГК РФ ДО ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ПЕРЕВОЗЧИКУ ИСКА, ВЫТЕКАЮЩЕГО ИЗ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ЕМУ ПРЕТЕНЗИИ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМСООТВЕТСТВУЮЩИМИ УСТАВАМИ И КОДЕКСАМИ. СРОК ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ ПО ТРЕБОВАНИЯМ, ВЫТЕКАЮЩИМ ИЗ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В ОДИН ГОД С МОМЕНТА, ОПРЕДЕЛЯЕМОГО В СООТВЕТСТВИИ С ТРАНСПОРТНЫМИ УСТАВАМИ И КОДЕКСАМИ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа 1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. 2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. 3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза. 4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
|
|
| |
АВТОИМПЕРИЯ | Дата: Вторник, 24.11.2009, 15:10 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 55
Статус: Offline
| За груз отвечает водитель? Новации Консалт (ТМ) | Барановский Виктор Леонидович автор: Виктор Барановский Уверен – значительная часть читателей не согласится с моим мнением. В то же время – многие удивятся, стоило ли тратить время на написание (и прочтение) этой статьи – поскольку упоминаются очевидные для них вещи. Я хотел бы высказать несколько комментариев относительно тривиального довода – «в процессе перевозки водитель несет ответственность за груз». Эта фраза присутствует (или должна присутствовать) во всех договорах на оказание услуг по перевозке. И ни одна фраза не испытывает столь широкого трактования… В эпоху «исторического материализма» в обязанности водителя входило управление транпортным средством в процессе перемещения из пункта А в пункт Б. Рядом с ним в кабине находился его коллега – экспедитор. В его обязанности входили прием груза у грузоотправителя и сдача грузополучателю. Времени у всех было достаточно, никто никуда не торопился и каждый занимался своим делом. Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Процесс расширения товарного ассортимента и борьбы за сокращение времени перевозки сопровождался сокращением армии экспедиторов. Появление (или широкое распространение, не важно) стретч-пленки существенно затруднило прием-сдачу груза согласно накладной. Пересчитать все упаковки и проверить их целостность без распаллетизации – невозможно. Время приема – сдачи груза – ограничено. Водитель и экспедитор – слились в некий «двуединый» организм по имени «водитель – экспедитор». В смысле – может расписаться в приеме груза, а там посмотрим – может, все и обойдется при сдаче груза грузополучателю. Но по крайней мере водитель мог присутствовать при погрузке. На рампе происходил «логистический контакт» - в смысле, водитель общался с грузчиком или кладовщиком. А сейчас растет количество складов, на котором старомодная рампа заменена красивым рядом открывающихся прямо в склад ворот с выравнивающими платформами и герметизаторами проема. Водителя на склад – могут и не пустить. Машину после погрузки – пломбируют (иногда – свинцовой пломбой, а по оттиску пломбы изготовить клише – вопрос одного дня). В общем, проходящие изменения сильно отразились на процессах погрузки – выгрузки и приема – сдачи груза. С точки зрения теории эволюции – изменения в окружающей среде должны вызвать изменения, направленные на приспособление к новым условиям, иначе – вымирание вида… Причем судьбу динозавра компания может и не разделит, (компании не столько вымирают, сколько их «едят»), но «должностное лицо», которое эти изменения не принимает – точно отправится «тропой динозавра». Предлагаю более внимательно посмотреть на то, как сегодня должен происходить «логистический контакт» в цепочке поставок между транспортным звеном (водитель – экспедитор) и складом (сотрудник склада, ответственный за погрузку или выгрузку). И разделить ответственность за сохранность груза пропорционально вкладу и возможности влиять на ситуацию. Прием – сдача груза. Прием по каждому наименованию с проверкой количества согласно накладной – зачастую нереально: - требует очень большого времени; - усложняет формирование грузовых единиц; - требует от водителя знания товарной номенклатуры, включая особенности типа применяемой размерности (килограммы или центнеры? штуки или ящики?); - не решает проблему «внутритарной недостачи»; Конечно, перевозчик может согласиться на такие условия. Но его риск будет заложен в цене фрахта. Водитель – распишется за груз, но если при приеме будет недостача – пожмет плечами… Другое дело – организовать прием – передачу груза по количеству должным образом упакованных и промаркированных мест груза. Тогда задача водителя сводится к приему от грузоотправителя и передаче грузополучателю указанного в ТТН или карте загрузки количества неповрежденных мест с ненарушенной упаковкой и маркировкой. Данную работу – грузоотправитель обязан провести и создать водителю условия для проверки загруженных мест. При этом – грузоотправителю следует составить правила упаковки и маркировки груза, и передать эти правила грузополучателю.
|
|
| |
АВТОИМПЕРИЯ | Дата: Вторник, 24.11.2009, 15:11 | Сообщение # 3 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 55
Статус: Offline
| Размещение и закрепление грузов в кузове автомобиля. Либо водитель участвует в этом процессе – проверяет размещение и крепление грузовых единиц в кузове, при этом несет ответственность за повреждения при транспортировке, либо на Вашем складе должна действовать «система качества», предусматривающая, что груз будет размещен и закреплен в кузове максимально надежно (могу похвастаться – однажды загруженная моими подчиненными машина остановилась на обочине, но водитель не учел крутизну обочины и автомобиль плавно (!) лег на борт. После подъема автомобиля – мы обнаружили, что повреждения продукции практически отсутствуют, при этом упаковка была самая простая, картонные ящики в стретч-пленке. Правда, заслуга не только работников склада - водитель принимал участие в размещении груза в кузове – контролировал процесс и выдвигал свои требования, которые были обязательны к выполнению.). Кстати, «система качества» - не так сложно. Назначение ответственного за погрузку, размещение и крепление груза, и выполнение составленных инструкций, искать которые в интернете долго не придется. Кстати, рекомендую за основу взять «Правила безопасного размещения и крепления грузов в кузове автомобильного транспортного средства». Кто получал грузы от европейских грузоотправителей (особенно от логистических операторов) – надеюсь, подтвердит мое мнение, что если повреждения груза при транспортировке и происходят (весьма редко), грузоотправитель в большинстве случаев согласен, что это произошло по вине его персонала, нарушившего технологию погрузки. Для надежного закрепления груза в кузове автомобиля сейчас доступны разнообразные технологии, от простых стропальных ремней до специальных ударопоглащающих упаковочных материалов, в том числе – и воздушных мешков. Естественно, мы подразумеваем, что при заказе автомобиля учтены особенности перевозимого груза, и перевозчик ознакомлен с требованиями, которые выдвинуты к транспортному средству. А всегда ли это происходит? Насколько корректно выдвигать претензии к перевозчику, если при фрахте автомобиля он не поставлен в известность о данных требованиях? Если грузоотправитель качественно разместил и закрепил груз в кузове автомобиля – вероятность повреждения груза минимальна. Для контроля действий водителя – можно применить специальные индикаторные пломбы, которые подтвердят, происходили ли в процессе перевозки толчки, превышающие заданное значение. Пломбирование автомашины. Номерные пломбы (степень их стойкости определяйте на свое усмотрение – выбор огромный, от пластикового «головастика» до стального «гвоздя» со стержнем из цементированной стали толщиной 8-10 мм) и проверка кузова автомобиля на наличие «потайных дверок». На мой взгляд, проблема «потайных дверей», особенно легендарных люков в полу преувеличена – ну как можно открыть потайную дверь в полу, если на ней стоит полутонный паллет груза? Да и не станет нормальный перевозчик, имеющий долгосрочный контракт и репутацию на рынке, идти на столь явный и «тяжелый» криминал. Проверить кузов – считаю несложным, лично у меня были трудности только с рваным пломбирующим тросом на старых тентах. С моей точки зрения, правильное пломбирование автомобиля (естественно, задача - устранить возможность несанкционированного доступа к грузу) обеспечивает устранение «транспортного звена» из возможных источников пропажи части груза. Соответственно, водитель максимально заинтересован в качественном пломбировании.
|
|
| |
АВТОИМПЕРИЯ | Дата: Вторник, 24.11.2009, 15:16 | Сообщение # 4 |
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 55
Статус: Offline
| В заключение. Считаю, что процесс приема-передачи груза через пересчет количества грузовых (транпортных) единиц, упакованных должным образом, размещение и закрепление грузов по составленной процедуре, и пломбирование автомобиля номерной пломбой – несложный и легко выполнимый процесс, который минимизирует риск повреждения или потери груза. Данную работу – обязан проделать грузоотправитель. Пренебрежение этими действиями, приведшее к повреждению груза при транспортировке или недопоставке – не может послужить поводом к перекладыванию всей ответственности за груз на водителя. А достаточно формальная передача груза на ответственность перевозчика «согласно накладной», в условиях, не позволяющих водителю (даже если он вдруг захочет проверить весь перевозимый товар – правда, я таких случаев не знаю) убедиться в наличии всех указанных в накладной товаров – скорее служит маскировкой беспорядка, творящегося на складе грузоотправителя. Заполнение ТТН Я часто сталкиваюсь с интересным фактом: вне зависимости от размера компании и масштабов перевозок - может не оказаться специалиста, владеющего умением правильно оформить комплект документов на перевозку. А недостаточно корректное оформление документов, сопровождающих груз, вызывает как минимум - сложности во взаимоотношениях с государственными контролирующими органами («проверка на дорогах»), и как максимум – отказ в возмещении ущерба страховой компанией при наступлении страхового случая. Поэтому считаю полезным напомнить основные правила оформления товарно-транспортных документов. Небольшое вступление, которое всем должно быть известно Организации (изготовители товаров, а также торгующие) могут перевозить грузы как собственным транспортом, так и пользуясь услугами организаций - перевозчиков, с которыми должен быть заключен договор перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную договором плату.Условия перевозки товаров и ответственность сторон по перевозкам определяются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством. С транспортной организацией может быть заключен не только разовый, но и долгосрочный договор на перевозки на любой срок, например на месяц, квартал, год, или же стороны договариваются подавать разовые заказы (по любым каналам связи), принимаемые перевозчиком к исполнению. Общие правила оформления товарно-транспортной накладной Для организации (предпринимателя), осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным.К перевозочным документам относится в том числе товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме 1-ТН, которая утверждена приказом Минстата, Минтранса Украины от 29.12.1995. ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки и, как правило, оформляется грузоотправителем. Товарно-транспортная накладная состоит из двух основных разделов - товарного и транспортного (см. пример заполнения товарно-транспортной накладной). Товарный раздел определяет отношения между грузоотправителем и грузополучателем и служит основанием для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя. Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем - заказчиком автотранспортных услуг с организацией - владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций. Правильное оформление товарно-транспортной накладной важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором. ТТН составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов (незаполненные поля прочеркиваются). Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов каждому грузополучателю в отдельности. На одного грузополучателя также может быть выписано несколько ТТН – например, одна на товар согласно накладной, вторая – на перемещаемое торговое оборудование. ТТН выписывается в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ со склада. Второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю. Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю для оприходования ТМЦ. Третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются в бухгалтерию транспортной организации.Третий экземпляр, служащий основанием для расчета платы за перевозку, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику.Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.В зависимости от особенностей товаров к ТТН могут прилагаться другие документы, следующие с грузом (сертификаты, накладные, карта загрузки и т.д.). Заполнение ТТН грузоотправителем Рассмотрим общий случай оформления ТТН, когда товар перевозит специализированная организация, оказывающая транспортные услуги. Сначала часть реквизитов ТТН заполняется грузоотправителем до прибытия автомобиля под погрузку. Заполняются следующие данные: - дата составления ТТН - наименование грузоотправителя, грузополучателя и плательщика транспортных услуг (в нашем примере плательщиком выступает грузоотправитель); дополнительно при необходимости можно включить их реквизиты - такие, как адрес и номер телефона, расчетный счет организации, оплачивающей транспортную работу, коды ОКПО отправителя и получателя груза. Далее переходим к товарному разделу, в котором заполняется таблица данных о товаре (коды, номенклатура, количество, цена, наименование, единицы измерения, упаковка, количество мест и масса, сумма, пр.). Но, поскольку таблица товарного раздела рассчитана на заполнение трех наименований, что явно недостаточно, в этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма (например, «согласно накладных №…», без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы. При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в колонке "с грузом следуют документы», водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю – а грузополучатель потребовать их у водителя. Следует также иметь в виду, что при приемке груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, в ТТН должна быть указана масса такого груза в тоннах (с точностью до 0,01). При приеме к перевозке тарно-штучного груза в ТТН следует обязательно указывать только общее количество и маркировку грузовых мест. Вес груза в данном случае необходимо указать «условный». Это может оказаться полезным и подтвердит, что отправитель не превысил грузоподъемность автомобиля. В строке "Всего на сумму" прописью записывают общую стоимость отгруженных товаров. Как показала практика, указывать полную стоимость груза – «палка о двух концах». С одной стороны, это определенная информация о ценности машины для «противоправно настроенных элементов», с другой – при наступлении страхового случая отсутствие информации о стоимости товаров существенно осложняет получение возмещения за пропавший груз (про перепроводку документов задним числом и корректировку сумм накладных страховые агенты очень проинформированы). Рекомендация водителю – записывать фамилию, звание, личный номер инспектора ГАИ, проверявшего ТТН, и проинформировать инспектора об этом. В строке "Отпуск разрешил" указывается должность лица, ответственного за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю. В транспортном разделе указываются наименование транспортной организации и ее реквизиты, наименование и реквизиты организации, которая будет оплачивать услуги по перевозке, а в строках "Пункт погрузки" и "Пункт разгрузки" - соответствующие адреса. Не стоит указывать только наименование населенного пункта, указание полного адреса выгрузки как минимум поможет водителю при общении с сотрудниками ГАИ при проезде под знак ограничения проезда. В таблице "Сведения о грузе" грузоотправитель до прибытия автомобиля под погрузку может внести информацию: - "название груза" - указать наименование груза; - в графе "С грузом следуют документы" - вписать наименования и номера документов, прилагаемых к ТТН (сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.д.). Указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю; - в графе "Вид упаковки" - записать сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например: "ящики", "коробки", пр.). При предъявлении к перевозке неупакованного груза указывается сокращенно "н/у"; - в графе "Количество мест" - указать количество мест отдельно по каждому из приведенных наименований груза и по каждому виду упаковки. При перевозке грузов пакетами на поддонах указывается количество пакетов, при перевозке грузов навалом, насыпью или наливом вносится соответствующая запись и количество мест не указывается. После прибытия автомобиля на основании предъявленного водителем путевого листа и других необходимых документов грузоотправитель заполняет остальные реквизиты ТТН. В транспортном разделе вписываются дата и номер путевого листа и все необходимые реквизиты прибывшего под погрузку автомобиля, такие, как фамилия, имя и отчество водителя, марка автомобиля и его государственный номерной знак и др. Если какой-либо реквизит отсутствует, то ставится прочерк. В таблице "Сведения о грузе" также указываются:- способ, которым определена масса груза. При взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов (товарные весы, автомобильные весы и др.). Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующая запись. Масса груза и количество грузовых мест определяются совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя. - в графе "Масса брутто" - масса груза в тоннах с точностью до 0,01 по видам наименований перевозимых грузов и общая масса груза. - «код груза» и «класс груза» - заполняет специалист перевозчика. Если перевозка грузов осуществляется под пломбой грузоотправителя (крытые фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.), то в ТТН в соответствующих полях под таблицей "Сведения о грузе" ставятся оттиски пломбы или указывается ее номер.Если при приемке груза получателем окажется, что пломба была повреждена, то составляется акт и в ТТН в разделе "Отметки о составленных актах" делается соответствующая запись. В строке "Сдал" ниже таблицы "Сведения о грузе" материально-ответственное лицо грузоотправителя своей подписью удостоверяет сдачу груза водителю, а в следующей строке за прием товара к перевозке расписывается водитель. Данный раздел подтверждает передачу ответственности за груз. В разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" грузоотправитель заполняет (при необходимости) реквизиты по погрузочным работам: наименование организации, выполняющей погрузочные операции (в нашем примере это сам грузоотправитель), способ погрузки (ручной, механизированный и т.д.), наименование механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристики (грузоподъемность, емкость ковша и т.д.), затем проставляет время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания. Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот (контрольно-пропускного пункта). Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю. Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, а в остальных в соответствующих графах ставятся прочерки. Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного им экземпляра ТТН. Заполнение ТТН грузополучателем Грузополучатель после доставки и приемки груза от водителя в трех экземплярах ТТН заполняет следующие реквизиты.В транспортном разделе грузополучателем заполняются: - реквизиты по разгрузочным операциям: наименование организации, выполняющей разгрузку (в нашем примере - это грузополучатель), способ разгрузки, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания; - в строке "Сдал водитель-экспедитор" водитель-экспедитор своей подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю; - в строке "Принял" проставляются должность, ФИО лица, принявшего груз, подпись этого лица, а также штамп грузополучателя, чем и удостоверяется прием груза. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись также и на других товаросопроводительных документах, следующих вместе с грузом, и заверяет ее круглой печатью организации. После приема товара по количеству и качеству грузополучатель в товарном разделе ставит свою подпись в строке "Груз получил грузополучатель". В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В ТТН следует сделать отметку о составлении акта. Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности или неполноты сведений, указанных ими в ТТН. Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этих сведений. Второй экземпляр ТТН остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования товаров и проведения взаиморасчетов с грузоотправителем. Третий и четвертый экземпляры ТТН, заверенные подписями и печатями грузоотправителя, грузополучателя и водителя, вместе с путевым листом водитель сдает диспетчеру (или в бухгалтерию) организации-перевозчика. Заполнение ТТН организацией-перевозчиком После доставки груза по назначению на сданных водителем диспетчеру (или в бухгалтерию) экземплярах ТТН в разделе "Прочие сведения" записываются: - расстояние перевозки груза; - код экспедирования груза; - суммы, начисленные водителю за выполненную транспортную работу; - поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю) и к основному тарифу. Раздел "Прочие сведения" заполняется для того, чтобы рассчитать стоимость услуги по перевозке и предъявить счет заказчику транспортной услуги. В соглашении перевозчика с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие водителя в погрузке и разгрузке грузов с соответствующей оплатой его труда. Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. Небольшое послесловие Правильное заполнение ключевых полей в транспортном и товарном разделах как минимум обеспечит Вам: - документальное подтверждение передачи груза к транспортировке и приема груза от перевозчика - подтверждение, что водитель перевозчика согласен, что перегруза автомобиля нет- возможность зафиксировать составление акта приема товара - передать по цепочке корректную информацию о количестве мест груза по каждому типу упаковки, номерах пломб - зафиксировать сумму перевозки, независимо от последующих переоценок товара и перепроведений документов в учетной системе - облегчить водителю общение с инспекторами ГАИ и представителями других властных структур (без комментариев) Все это можно сделать с помощью и других документов(целого пакета), но ТТН – незаменима в «соединении» всех данных в единое целое. Автор: Барановский Виктор Леонидович
|
|
| |